Прежде чем перейдем к основной теме выпуска, дам пару объявлений.
Первое. На моем нутрициологическом сайте опубликована статья "Чешутся лодыжки и запястья зимой: причины и как исправить?" - для кого тема актуальна, читаем по ссылке:
Объявление второе. Для участников курса "
Аюрведичекое консультирование" создан закрытый телеграм-канал для обсуждения вопросов по курсу. Тг-канал постоянно действующий, можно задать вопросы практического характера или выяснить что-то непонятное для себя, причем, вне зависимости от того, когда курс был пройден и был ли пройден вообще.
Участников, которые поступили на обучение в 2024 году, я пригласил лично каждого, а остальных, проходивших курс в прошлые годы, приглашаю через эту рассылку.
Список участников очень большой, поэтому, с одной стороны, нет возможности писать каждому личное приглашение, а с другой, прошли годы, для кого-то может это уже не актуально. В связи с этим, кому интересно, отправляйте мне заявки электронным письмом на подключение к тг-каналу с того E-Mail-адреса, с которого проводилась оплата на обучение — можно через кнопочку "Ответить" в ответ на это письмо.
А теперь к теме. Тема, кстати, на том же тг-канале возникла. Только она звучала немного более в узком смысле: как долго нужно принимать лекарственные травы, почему после их отмены симптомы возвращаются и почему при длительном использовании иной раз возникают совсем не те реакции, которые ожидаем?
Здесь следует сказать, что важность лекарственных трав сильно переоценена. Это хорошая помощь для сохранения здоровья, но все же одни только лишь лекарственные травы не помогут здоровье ни сохранить, ни тем более вернуть. Кстати, об этом же самом говорит и современная медицина, когда прямо утверждает, что одними лишь лекарствами утраченное здоровье не возвращается, необходимо изменение образа жизни в целом.
Посмотрим, что говорит об этом древний текст Аштанга Хридайам Самхита. Глава 13 (здесь и далее переводчик Матхура Мандала даса):
"Самадоша, сильно увеличившиеся и начавшие самостоятельное движение за пределы организма через верхние или нижние ворота, должны быть остановлены посредством препаратов, использующихся для лечения соответствующих заболеваний (рвоты или поноса).
На ранних (легких) стадиях этого процесса его стоит проигнорировать, а больного кормить легкой пищей. На следующем этапе они должны подвергнуться воздействию увеличивающих огонь пищеварения трав или вывестись из организма посредством очистительных процедур."
Здесь воспоминаем самый главный постулат Аюрведы, что болезни возникают из-за накопления Амы, этим термином в Аюрведе обозначаются шлаки. Накапливающаяся Ама соединяется с дошами, что обозначается термином "самадоша". Самадоша постепенно увеличиваются и начинают движение по организму. Пока организм более-менее здоров, он старается от самадоша избавиться через рвоту или понос. Многие могут вспомнить, что когда их хронические болезни только-только начинались, они могли испытывать тошноту и прочие расстройства ЖКТ.
Так вот, текст нам говорит, что если процесс в самом начале, если он легкий, то можно его прекратить средствами против рвоты или поноса или же вообще ему не мешать, а лишь соблюдать легкую диету.
Но когда такой процесс повторяется снова и снова, с каждым разом его эпизоды протекают всё тяжелее, то это вынуждает уже принимать меры, а именно начать использовать травы для улучшения пищеварения или же пройти курс очистительных процедур.
Вот здесь нам нужно сделать важный акцент: любое траволечение должно начинаться с реабилитации ЖКТ. Без этого бесполезно всё остальное. Нет никакого смысла пить травы "от суставов" или "от сердца", если ЖКТ не в порядке, потому что Ама образуется здесь, в ЖКТ.
Вот это первый важный пункт в траволечении, который нельзя нарушать, иначе всё остальное бесполезно. Напомню, что травы, улучшающие пищеварение, это травы в основном острого и горького вкуса. Многие популярные специи сюда же относятся.
Идем далее. В следующей главе древний текст расписывает два метода лечения. Первый метод — Бримхана, что переводится как "сделать тяжелым", второй — Лагхана, "сделать легким". Бримхана применяется при истощении и ее основной смысл заключается в калорийном полноценном питании. Для современного общества, где большая часть населения страдает той или ной степенью ожирения, метод в основном не актуален. А вот Лангхана нас весьма интересует.
Лангхана бывает двух видов: очищение и временное облегчение. Первый — это выведение дош за пределы организма. Это знаменитая аюрведическая Панчакарма. И именно она в Аюрведе считается способом полного избавления от дисбалансов дош и возвращения утраченного здоровья. Но методика сложная, дорогая и может быть выполнена только в условиях специализированного аюрведического центра.
Зато дома нам вполне доступен другой вид Лангханы, временное облегчение — далее даю цитату из главы 14:
"Временное облегчение – набор из семи терапевтических воздействий, не выводящих (увеличившиеся) доша за пределы организма, не вызывающих увеличения доша, а балансирующих доша, вышедшие из равновесия. Это пищеварительные травы (пачана), аппетитовызывающие травы (дипана), временное воздержание от приема пищи (кщут), временное воздержание от питья (трит), физические упражнения (вйайама), солнечные ванны (атапа) и воздушные ванны (марута)."
Вот, собственно, та программа действий, которая нам доступна в домашних условиях и о которой хотя бы отчасти нам рассказывает современная медицина из всех телевизоров: занимаемся физкультурой, гуляем (ходим пешком), бываем на солнце. Аюрведа добавляет: периодически голодаем, сутки в неделю, например, следим за аппетитом и если что-то с ЖКТ не так, пьем травы для улучшения пищеварения. В любом случае, если не будем шевелиться, то ничего не получится.
Некоторые приемы мы уже разбирали ранее. Встаем утром и сразу же пьем теплую воду 42-45 градусов — это разбудит ЖКТ и подготовит его к пищеварению, подробно говорили здесь:
Попутно методика еще и подготавливает лимфу к движению — капельки пота, которые выступают у некоторых людей после стакана теплой воды как раз говорит об этом. Но главный подарок лимфе на следующем этапе — это утренняя гимнастика для раскрытия капилляров.
Бегаем, прыгаем, приседаем, все что угодно делаем до обильного пота. Минут 20 хотя бы. Капилляры раскрываются, лимфа побежала по сосудам, собирая всю Аму, которая накопилась за ночь в тканях тела. Подробно методику обсуждали здесь:
Кто чувствует, что Амы уже много и всего перечисленного недостаточно, те сразу вместе с теплой водой могут принять растительные ферменты и только потом пойти на гимнастику. Пока бегаем, а потом принимаем душ, ферменты успеют хорошо потрудиться, очистить ЖКТ от ночной Амы и подготовить его к завтраку. Это тоже подробно обсуждали здесь:
То есть, нужно просто не забывать всё это делать. Да, на это тратиться время, минут 30-40 дополнительных, а нужно идти на работу. Ну что ж. Значит просто не эти 30-40 минут раньше встаем.
Древний текст нам прямо говорит, что методика из семи действий называется "временное облегчение". А это значит, что эти действия должны выполняться всегда. Нет такого, чтобы позаниматься с месяц физкультурой, пока в отпуске, и потом весь год спим до последнего, после чего вскакиваем как подорванные и бежим на работу. Чтобы временное облегчение стало постоянным, его нужно выполнять постоянно.
Теперь по срокам приема трав. Есть эффект привыкания, он хорошо известен как в древних методиках, так и в современной медицине, поэтом необходимо делать перерывы. Какой длительности, это вопрос индивидуальный. Некоторые травы слишком сильно действуют и тогда перерывы нужно делать пораньше и подольше. А некоторые травы действуют мягко и незаметно, их можно подольше пить. Трав и специй, улучшающих пищеварение, с которых нужно начинать любое траволечение, достаточно много, поэтому их просто чередуем: это и для вкуса полезно, чтобы не приедались, и привыкания не будет.
Также имеем в виду, что при длительном применении плюс может поменяться на минус и наоборот. Вот как говорит об этом глава 13 древнего текста:
"Если в процессе лечения одного заболевания от назначенного лечения рано или поздно возникает другое заболевание, то такое лечение считается нечистым. Чистым считается то лечение, которое не ведет к возникновению другого заболевания (или дисбаланса)."
А у нас среди последователей ЗОЖ в порядке вещей что? – А в порядке вещей принцип "выздоровление через обострение". То есть, нечистое лечение, по аюрведической классификации. И этот принцип "выздоровление через обострение" срабатывает очень часто при оздоровлении травами. И это еще одна причина делать перерывы в приеме трав, чтобы при исправлении дисбаланса одной доши не возникал дисбаланс другой доши.
Итак, резюмируем. Травами действительно можно что-то вылечить, если процесс в самом начале. Проблема только в том, что начальный процесс чаще всего мы не ощущаем как заболевание. Как временное недомогание — может быть. Но не все и не всегда на это обращают внимание и что-то предпринимают.
Если процесс закрепился в организме, то полностью от него избавиться можно через методы Лангханы: либо это аюрведические очистительные процедуры Панчакармы, либо это "временное облегчение" – те семь действий, которые перечислены в цитате из текста. Но именно все семь действий, а не только лишь травы. И если Панчакарма недоступна, а недоступна она большинству, то семь действий временного облегчения должны выполняться всегда, постоянно. Для людей ленивых это плохая новость. Но кто мотивирован на здоровье, те обязательно переборют свою лень и сумеют поддерживать свое здоровье на высоком уровне даже без Панчакармы.
Будьте здоровы!
Комментариев нет:
Отправить комментарий